Летняя школа-конференция

 

«Проектное образовательное пространство
в области естествознания и нанотехнологий»
11–18 июля 2015

Школа-конференция традиционно проводилась на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней с 11 по 18 июля 2015 года. География участников расширилась - в этом году участники собрались из разных уголков - Иркутска и Иркутской области, Забайкалья, Красноярска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Якутска и Усть-Каменогорска (Казахстан).

 

Участники

<>

География участников отборочного тура конкурса проектных работ была значительно шире. В заочном этапе конкурса приняли участие 102 школьника из Иркутска и Иркутской области и 120 школьников со всех уголков России и Ближнего зарубежья.  Победители и призеры из СФО получили финансовую поддержку от фонда образовательных программ Intel в России. Школьники Иркутской области прошли в основной тур по результатам открытой научно-практической конференции по естествознанию и нанотехнологиям «Удивительный мир» и получили финансовую поддержку от Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области.

 

Конференция

Конференция проводилась по правилам конкурсов Intel в России, и для защиты работ участники оформили их в виде постеров. Работы конкурса 2015 года разделились на две секции: научно-исследовательские проекты по естествознанию и технические проектные работы по микроэлектронике и программированию. В этом году на конкурсе работало два жюри: научное и учительское.

И научное, и учительское жюри отметили высокий уровень работ в обеих секциях, некоторые участники получили дипломы обоих жюри. Отдельную благодарность выразили руководителям и родителям всех ребят, принимавших участие в конкурсе.

  <>

 

Конкурс научно-исследовательских и технических проектных работ учащихся это, как известно, лишь часть школы-конференции. Значительная часть программы - разнообразные лекции, мастер-классы, круглые столы для взрослых и неофициальная часть конференции - игра «Универ на Ольхоне».

 

Лекции

Лекции этого года были очень разные и позволили заглянуть школьникам в разные миры.

Все началось с погружения в мир нано, проводником в который стала Просекина Ирина Геннадьевна (кандидат физико-математических наук, преподаватель и научный руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2, методист Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") с лекцией «Магия нано». Ребята смогли наглядно промоделировать процессы образования кластеров и связей между атомами глубинных и поверхностных слоев, узнать об отличиях силовых взаимодействий на привычных макро- и микро- масштабах, а также много других необычных явлений микромира. А технологические приемы и способы увидеть, что же там происходит на молекулярном уровне, а точнее, про современное высокотехнологичное оборудование, предоставляющее возможности изучения и управления процессами микро мира, рассказал Быков Андрей Андреевич (сотрудник компании «НТ-МДТ») в лекции «История создания СЗМ и развитие СЗМ в России»

Роль проводника в следующие миры взял на себя Анкутдинов Александр Витальевич (кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, доцент кафедры нанотехнологий и материаловедения Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики) – в лекциях «Оптика» и «Нанооптика и наномеханика» он раскрыл некоторые тайны световых явлений, объяснил устройство обычного и конфокального микроскопов, познакомил с задачами наномеханики. Также Александр Витальевич прочитал короткую лекцию  «Можно ли остановить Гольфстрим?», по завершению которой  познакомил ребят с миром патентов. Ребята и взрослые участники школы (волонтеры, учителя, педагоги, научные сотрудники, предприниматели) попробовали себя в качестве патентодателей и кто-то впервые (кто-то уже нет) написали свои патенты изобретенных вновь ложек и вилок, но с необычным функционалом.

В мир околоземного пространства ребята заглянули благодаря Лебедеву Валентину Павловичу (старший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, г. Иркутск) во время лекции «Почему падают спутники Земли?».  Вспомнив законы гравитации и законы Ньютона, движение по круговой орбите и немного математики, вместе с лектором школьники увлеклись реальными проблемами полета спутников и опасностью космического мусора.  Две вечерние образовательные программы, а скорее даже ночные,  провели сотрудники Иркутского планетария «Ноосфера» Никифоров Павел Геннадьевич и Скареднева Евгения Дмитриевна. Ребята смогли познакомиться с современными данными о прохождения Солнца через знаки Зодиака, наблюдать летние созвездия в  ночном небе над Ольхоном , а также увидеть в телескоп  Сатурн, ближайшие галактики и звезды.

Просекин Михаил Юрьевич (кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея № 2, руководитель ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей")   показал ребятам разницу между миром ученого и инженера в заключительной лекции «Чем отличается работа ученого от инженера» и предложил множество занимательных вопросов и тем.

    <>

 

DemoScience

Кроме традиционных лекций в этом году студентами Российских вузов - Козловым Даниилом Андреевичем (факультет науки о материалах МГУ) и Пироженко Александром Юрьевичем (фармацевтический факультет ИМГУ) были проведены демонстрационные занятия DemoScience  - «Химия и физика цвета» и «Краски растительного мира», где ребята многое узнали о природе цвета и провели множество опытов по химии и биологии.

 

<>

Мастер-классы

Далее лекции уступили место мастер-классам, которых в этом году было три

Никита Александрович Зеленцов и Иван Федорович Лацимирский (педагоги дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") на мастер-классе по сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ) познакомили ребят с принципами работы и устройством микроскопа Nanoeducator-I.

На мастер-классе «Оформление и подготовка постера к защите» Валентин Владимирович Широков (педагог дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") предложил участникам школы потренироваться в оформлении постера, рассказал про основы композиции и типографики. Ассистировал ему Пироженко Александр Юрьевич.

Для ребят,  увлеченных техническим творчеством был проведен мастер-класса «Основы схемотехники и микроэлектроники» под руководством преподавателя Ржечицкого Александра Эдвардовича  (ведущий инженер Иркутского национального исследовательского технического университета), которому ассистировал Быков Андрей Андреевич.

  <>

 

Ольхонский университет

Описывая основные мероприятия школы важно не забыть про то, что связывает всех участников школы - как детей, так и взрослых  – новое пространство общения – мир под названием «Универ на Ольхоне». При вступлении на остров проводится случайная разбивка всех юных участников школы на факультеты и бразды правления передаются школьникам (на семь дней они становятся преподавательским составом, а все взрослые участники конференции — абитуриентами и в дальнейшем студентами).  Задача школьников создать университет, в котором  может быть что угодно и как угодно, в котором они решают что самое важное в образовании и почему. В этом 2015 году   факультетов было четыре: Факультет 1 – «Утопия красивой науки», Факультет 2 — «Нанопираты неньютоновского моря», Факультет 3 — «Съехавшие с катушек... error 404 server is not found», Факультет 4 — «Научный отдел принца дисперсии».  Названия выбраны и вот уже не просто школьники, а ординарные, экстраординарные профессора, адъюнкты, доценты и приват-доценты (звания Российского императорского университета) вступают сначала в борьбу за абитуриентов, а затем за звание лучшего факультета - соревнуясь в масштабном многозадачном кейс-турнире. В этом году он включал три кейса и очень сжатое время на их выполнение, что повышало требования к организации и слаженности действий внутри факультетов и активному привлечению к работе студентов факультетов. Итак, одним из кейсов был поиск и описание растений Ольхона, вторым подготовка мини-докладов по темам: «Предскажите как будут связанны структурные и функциональные свойства материалов через тридцать лет.», «Предположите способ детектирования (обнаружения) стеклянных объектов размером от сантиметра и больше на средних орбитах 400-700 км над Землей.», «Мотивированно предположите в каких областях через тридцать лет на смену ученым придут инженеры».  Третий и самый захватывающий кейс — гонка на радиоуправляемых машинках, осложненная двумя условиями — пилот машины не мог видеть ее движения и сложностью ольхонских степей. Суммарно на подготовку был один день — все как в жизни — ограниченные ресурсы, нехватка времени и необходимость сделать качественно — со всем этим успешно справились все четыре факультета.

  <>

 

Завершилась школа традиционными выборами ректора «Ольхонского университета». Ректором 2015 года стала Крюкова Валерия, декан факультета «Утопия красивой науки». Ректор 2014 года Сосновский Александр сложил свои многочисленные обязанности и добровольно перешел в статус проректора.

  <>

 

Экскурсии

Школа 2015 года, как и школы прошлых лет, была очень насыщенной и выдержать этот рабочий ритм помогало место, где проходила школа - остров Ольхон озера Байкал – уникальное по своей красоте и силе. Первое знакомство с ландшафтами острова началось с пешего похода на мыс Бурхан – визитную карточку острова. Затем продолжилось традиционной экскурсией на внедорожниках на мысы Три брата и мыс Хобой — самую северную точку острова – откуда открывается вид на открытый Байкал.

  <>

 

Участники школы-конференции в лице организаторов — сотрудников Лаборатории нанотехнологий МБОУ г.Иркутска лицея № 2 и Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей" выражают благодарность за финансовую поддержку Фонду образовательных программ Intel в России, Центру развития дополнительного образования детей Иркутской области, Министерству образования Иркутской области.  И конечно благодарят фонд Династия и компанию НТ-МДТ за предоставленные подарки и призы победителям конкурса проектных работ школьников.

  <>

 

Ссылки на альбомы с фотографиями

День 0   День 1   День 2   День 3   День 4   День 5   День 6  День 7

Пейзажи   Полный архив для скачивания

 

 

Сайт создан и поддерживается

Лабораторией нанотехнологий Иркутского лицея №2