Школа-конференция традиционно проводилась на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней с 11 по 18 июля 2015 года. География участников расширилась - в этом году участники собрались из разных уголков - Иркутска и Иркутской области, Забайкалья, Красноярска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Якутска и Усть-Каменогорска (Казахстан).
Участники
География участников отборочного тура конкурса проектных работ была значительно шире. В заочном этапе конкурса приняли участие 102 школьника из Иркутска и Иркутской области и 120 школьников со всех уголков России и Ближнего зарубежья. Победители и призеры из СФО получили финансовую поддержку от фонда образовательных программ Intel в России. Школьники Иркутской области прошли в основной тур по результатам открытой научно-практической конференции по естествознанию и нанотехнологиям «Удивительный мир» и получили финансовую поддержку от Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области.
Конференция
Конференция проводилась по правилам конкурсов Intel в России, и для защиты работ участники оформили их в виде постеров. Работы конкурса 2015 года разделились на две секции: научно-исследовательские проекты по естествознанию и технические проектные работы по микроэлектронике и программированию. В этом году на конкурсе работало два жюри: научное и учительское.
И научное, и учительское жюри отметили высокий уровень работ в обеих секциях, некоторые участники получили дипломы обоих жюри. Отдельную благодарность выразили руководителям и родителям всех ребят, принимавших участие в конкурсе.
Конкурс научно-исследовательских и технических проектных работ учащихся это, как известно, лишь часть школы-конференции. Значительная часть программы - разнообразные лекции, мастер-классы, круглые столы для взрослых и неофициальная часть конференции - игра «Универ на Ольхоне».
Лекции
Лекции этого года были очень разные и позволили заглянуть школьникам в разные миры.
Все началось с погружения в мир нано, проводником в который стала Просекина Ирина Геннадьевна (кандидат физико-математических наук, преподаватель и научный руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2, методист Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") с лекцией «Магия нано». Ребята смогли наглядно промоделировать процессы образования кластеров и связей между атомами глубинных и поверхностных слоев, узнать об отличиях силовых взаимодействий на привычных макро- и микро- масштабах, а также много других необычных явлений микромира. А технологические приемы и способы увидеть, что же там происходит на молекулярном уровне, а точнее, про современное высокотехнологичное оборудование, предоставляющее возможности изучения и управления процессами микро мира, рассказал Быков Андрей Андреевич (сотрудник компании «НТ-МДТ») в лекции «История создания СЗМ и развитие СЗМ в России»
Роль проводника в следующие миры взял на себя Анкутдинов Александр Витальевич (кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, доцент кафедры нанотехнологий и материаловедения Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики) – в лекциях «Оптика» и «Нанооптика и наномеханика» он раскрыл некоторые тайны световых явлений, объяснил устройство обычного и конфокального микроскопов, познакомил с задачами наномеханики. Также Александр Витальевич прочитал короткую лекцию «Можно ли остановить Гольфстрим?», по завершению которой познакомил ребят с миром патентов. Ребята и взрослые участники школы (волонтеры, учителя, педагоги, научные сотрудники, предприниматели) попробовали себя в качестве патентодателей и кто-то впервые (кто-то уже нет) написали свои патенты изобретенных вновь ложек и вилок, но с необычным функционалом.
В мир околоземного пространства ребята заглянули благодаря Лебедеву Валентину Павловичу (старший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, г. Иркутск) во время лекции «Почему падают спутники Земли?». Вспомнив законы гравитации и законы Ньютона, движение по круговой орбите и немного математики, вместе с лектором школьники увлеклись реальными проблемами полета спутников и опасностью космического мусора. Две вечерние образовательные программы, а скорее даже ночные, провели сотрудники Иркутского планетария «Ноосфера» Никифоров Павел Геннадьевич и Скареднева Евгения Дмитриевна. Ребята смогли познакомиться с современными данными о прохождения Солнца через знаки Зодиака, наблюдать летние созвездия в ночном небе над Ольхоном , а также увидеть в телескоп Сатурн, ближайшие галактики и звезды.
Просекин Михаил Юрьевич (кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея № 2, руководитель ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") показал ребятам разницу между миром ученого и инженера в заключительной лекции «Чем отличается работа ученого от инженера» и предложил множество занимательных вопросов и тем.
DemoScience
Кроме традиционных лекций в этом году студентами Российских вузов - Козловым Даниилом Андреевичем (факультет науки о материалах МГУ) и Пироженко Александром Юрьевичем (фармацевтический факультет ИМГУ) были проведены демонстрационные занятия DemoScience - «Химия и физика цвета» и «Краски растительного мира», где ребята многое узнали о природе цвета и провели множество опытов по химии и биологии.
Мастер-классы
Далее лекции уступили место мастер-классам, которых в этом году было три
Никита Александрович Зеленцов и Иван Федорович Лацимирский (педагоги дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") на мастер-классе по сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ) познакомили ребят с принципами работы и устройством микроскопа Nanoeducator-I.
На мастер-классе «Оформление и подготовка постера к защите» Валентин Владимирович Широков (педагог дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") предложил участникам школы потренироваться в оформлении постера, рассказал про основы композиции и типографики. Ассистировал ему Пироженко Александр Юрьевич.
Для ребят, увлеченных техническим творчеством был проведен мастер-класса «Основы схемотехники и микроэлектроники» под руководством преподавателя Ржечицкого Александра Эдвардовича (ведущий инженер Иркутского национального исследовательского технического университета), которому ассистировал Быков Андрей Андреевич.
Ольхонский университет
Описывая основные мероприятия школы важно не забыть про то, что связывает всех участников школы - как детей, так и взрослых – новое пространство общения – мир под названием «Универ на Ольхоне». При вступлении на остров проводится случайная разбивка всех юных участников школы на факультеты и бразды правления передаются школьникам (на семь дней они становятся преподавательским составом, а все взрослые участники конференции — абитуриентами и в дальнейшем студентами). Задача школьников создать университет, в котором может быть что угодно и как угодно, в котором они решают что самое важное в образовании и почему. В этом 2015 году факультетов было четыре: Факультет 1 – «Утопия красивой науки», Факультет 2 — «Нанопираты неньютоновского моря», Факультет 3 — «Съехавшие с катушек... error 404 server is not found», Факультет 4 — «Научный отдел принца дисперсии». Названия выбраны и вот уже не просто школьники, а ординарные, экстраординарные профессора, адъюнкты, доценты и приват-доценты (звания Российского императорского университета) вступают сначала в борьбу за абитуриентов, а затем за звание лучшего факультета - соревнуясь в масштабном многозадачном кейс-турнире. В этом году он включал три кейса и очень сжатое время на их выполнение, что повышало требования к организации и слаженности действий внутри факультетов и активному привлечению к работе студентов факультетов. Итак, одним из кейсов был поиск и описание растений Ольхона, вторым подготовка мини-докладов по темам: «Предскажите как будут связанны структурные и функциональные свойства материалов через тридцать лет.», «Предположите способ детектирования (обнаружения) стеклянных объектов размером от сантиметра и больше на средних орбитах 400-700 км над Землей.», «Мотивированно предположите в каких областях через тридцать лет на смену ученым придут инженеры». Третий и самый захватывающий кейс — гонка на радиоуправляемых машинках, осложненная двумя условиями — пилот машины не мог видеть ее движения и сложностью ольхонских степей. Суммарно на подготовку был один день — все как в жизни — ограниченные ресурсы, нехватка времени и необходимость сделать качественно — со всем этим успешно справились все четыре факультета.
Завершилась школа традиционными выборами ректора «Ольхонского университета». Ректором 2015 года стала Крюкова Валерия, декан факультета «Утопия красивой науки». Ректор 2014 года Сосновский Александр сложил свои многочисленные обязанности и добровольно перешел в статус проректора.
Экскурсии
Школа 2015 года, как и школы прошлых лет, была очень насыщенной и выдержать этот рабочий ритм помогало место, где проходила школа - остров Ольхон озера Байкал – уникальное по своей красоте и силе. Первое знакомство с ландшафтами острова началось с пешего похода на мыс Бурхан – визитную карточку острова. Затем продолжилось традиционной экскурсией на внедорожниках на мысы Три брата и мыс Хобой — самую северную точку острова – откуда открывается вид на открытый Байкал.
Участники школы-конференции в лице организаторов — сотрудников Лаборатории нанотехнологий МБОУ г.Иркутска лицея № 2 и Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей" выражают благодарность за финансовую поддержку Фонду образовательных программ Intel в России, Центру развития дополнительного образования детей Иркутской области, Министерству образования Иркутской области. И конечно благодарят фонд Династия и компанию НТ-МДТ за предоставленные подарки и призы победителям конкурса проектных работ школьников.
Ссылки на альбомы с фотографиями
День 0 День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7
Пейзажи Полный архив для скачивания